Практические занятия

Октябрь - Ноябрь 2019

В этом году мы ввели в обиход школьную атрибутику (дневник, звонок, тетрадки) и внесли коррективы в организацию учебного процесса. Теперь у нас есть переменки, расписание уроков, домашнее задание и оценки в дневнике. А у Лены появилась обязанность, в виде домашнего задания. Постепенно и не спеша будем приучаться к жизни по правилам.

Раньше требования были минимальными. Лена училась, как могла, старалась, насколько позволяло состояние. Иногда она и разговаривать то не могла, не хотела. Какая уж тут учёба.

Мы занималась только тем, что было ей интересно. Знания были не самым главным. Главное, чтобы ей нравилось учиться. Если удавалась 10-15 минут в день позаниматься математикой или чтением - это было супер. Если не соглашалась заниматься, тогда просто разговаривали или пели песни.

Лена меняется. Она стала гораздо выносливее, может заниматься сидя уже около часа. Расширился круг интересов. В прошлом году она попросила включить в учебный план биологию и географию, а в этом году историю.

В конце лета появилось необычайное рвение к заучиванию стихотворений. Целыми днями Лена самостоятельно повторяла и повторяла стихотворения. Я не заставляла, не напоминала, только подсказывала, если она что-то забывала. Такая ответственность меня сильно удивила и порадовала. Собственно это и натолкнуло на мысль, что Лену уже можно приучать к дисциплине.

Ещё у Лены сдвинулись с места руки, и появилась малюсенькая мелкая моторика, поэтому с этого учебного года мы ввели ежедневные практические занятия. У нас четыре учебных дня в неделю по три урока. Один из трёх уроков - практика, четыре часа в неделю:
- чтение (два часа),
- труд (один час),
- математика (один час).

Труд

Новый предмет в нашем расписании, точнее в учебном плане он был всегда, но мы им не занимались. Периодически что-то делали, но редко и без особого желания. Лене было тяжело. Руки совсем не слушались (локти не разгибались, пальцы не раскрывались, лопатки стягивало, руки убегали в разные стороны), но с прошлого года "лёд тронулся". Руки медленно, но верно стали оживать и Лену потянуло к активной деятельности. Ей захотелось играть и непременно самой, своими руками.

В прошлом году мы попробовали всё, что было в наших силах - кнопочкикарточки, пазлы, синтезаторрыбалкадорожные знакипоильникмагнитыБибель.

Урок труда для Лены - это любая творческая и игровая деятельность, развивающая моторику: лепка, рисование, кубики, карточки, кнопочки и так далее. Всё, что взбредёт нам в голову всё, что будет интересно. А начали мы с творчества. Первым был ёжик (картошка, зубочистки, кнопки, скрепки). Потом Лена увлеклась лепкой пластилином (кот, белочка, сова, медведь). Перед началом работы мы разбираем объект на составные части, в виде геометрических фигур. Так легче объяснять, проще раскатывать и собирать. Пластилин стараемся раскатывать обеими руками. Сейчас пока сложно определить правша Лена или вынужденная левша, поэтому, на всякий случай, развиваем обе руки. Тяжело совладать с пластилином, но рученьки к нему тянутся. Не раскатаем, так расплющим. Ну, ничего, ничего научимся. Теперь творческая деятельность будет у Лены на постоянной основе.

Чтение

Алгоритм чтения Лена знает и понимает, но у неё плохо формируется образ прочитанного. Читает Лена вслух (про себя читать не получается) и образ прочитанного у неё формируется на слух. Из-за спастики произношение звуков у Лены сильно искажено (плюс обильная соливация, сложно фокусировать взгляд и удерживать в памяти последовательность слогов), поэтому слышит она в своём исполнении совсем не то, даже если прочитала правильно. А образ формируется именно из того, что услышала. 

Новые слова Лена не узнаёт. Знакомые слова, которые уже несколько раз читала и разобралась, узнает и объяснит значение. Только слова должны быть короткими (один-два слога) и простыми (не сложно произносимыми).

Чтение Лене даётся тяжело. Сложная мозговая деятельность её быстро и сильно утомляет, а если ещё прибавляется плохое самочувствие... Раньше из-за этого она часто отказывалась от занятий. А ещё она расстраивается, когда плохо получается, когда нет успеха. В общем, читать Лена не любит.

Но теперь к процессу подключились руки, и чтение из устного предмета превратилось в игровое практическое занятие, а это намного интереснее и меньше утомляет.

Чтение у нас два раза в неделю и оба занятия практические. В этом году мы решили опробовать методику глобального чтения, точнее элементы этой методики. Начали с самого простого с коротких слов из трёх букв. Сначала Лена читает слово и объясняет его значение, потом выкладывает слово из магнитных букв, а потом учится узнавать всё слово целиком.

Практические занятия развивают мелкую моторику. Лена приучается "писать" правой рукой, а так же читать слева на право, и сверху вниз. Если раньше у неё была опора только на слух и зрение, то теперь подключаются двигательная память и зрительно-моторная координация (система "глаз-рука").

Математика

С математикой у Лены довольно сложные взаимоотношения, но любит она её больше, чем чтение. Состав числа никак не запоминается, с краткосрочной и зрительной памятью беда, с логикой большая беда. Только что решённый пример, Лена не помнит, каждый раз решает заново, как-будто впервые видит и слышит. То же самое, кстати, и с чтением. Только, что прочитанное слово не запоминается.

В этом учебном году мы начали всё сначала, с самых простых примеров, только теперь с опорой на руки, на двигательную память и зрительно-моторную координацию.

Два урока математики в неделю. Один урок в привычном режиме - устно и лёжа. Второй урок - практическое занятие, сидя. Лена решает примеры с помощью магнитных цифр, двигая их руками. Периодически на неё нападает азарт и она хочет решать ещё и ещё, до полного изнеможения. Незаметно, тихим сапом, что-то там у неё меняется...

Мелкая моторика

Мелкая моторика? Не, не слышали. Это было не про Лену.  Сильнейшая спастика не оставляла шансов для развития моторики. При малейшем произвольном движении спастика резко усиливалась, руки не выпрямлялись, пальчики сжимались в кулаки и закручивались в фиги. Реабилитации не давали даже временного улучшения. Прогревания, разминания, гимнастика, массажи - всё бесполезно. Руками Лена не управляла, от слова "совсем".

Первый движ в пальчиках я заметила через два месяца восстановления (четыре года назад). Шевельнулся мизинчик левой руки. Было видно, что Лена пытается им управлять, посылает сигнал, и он доходит до адресата. Позже зашевелились и чуть приоткрылись все пальчики, но только лёжа, а потом и сидя.

Осенью прошлого года заработали большие пальчики, сначала левой руки, потом правой. Одним пальчиком Лена уже могла играть - нажимать кнопочки в музыкальных книжках (плакатах) и клавиши на синтезаторе.

Примерно полгода назад лёжа стали выпрямляться указательные пальчики. Они торчали, как антенки. Это было так смешно. Теперь указательные пальчики работают и сидя. Сложно, с трудом, не всегда с первого раза, но всё-таки слушаются. Два работающих пальчика - это уже целый "пинцетный захват" и куча новых возможностей. Например, можно работать с счётным материалом. Я мечтала об этом полжизни.

Какими словами можно выразить радость, восторг, удивление, умиление, счастье, всё одновременно? Ух ты!!! Супер!!! Вау!!! Мой словарный запас закончился... но это всё не то. Лучше простое слово СЧАСТЬЕ.

P.S. Периодически уже приоткрываются и средние пальчики, и лёжа, и сидя. Пока только непроизвольно, неуправляемо... Подождём...


Комментариев нет:

Отправить комментарий