Июнь 2019
Итак, руки у Лены сдвинулись с мёртвой точки. Сначала были кнопочки, потом мемори (ПДД), где нужно было найти две одинаковые фишки и подвинуть их. Ага! С фишками справились, попробуем подвигать счётный материал.
С счётным материалом мы пытались работать с самого начала обучения Лены: раскладывали перед ней предметы, вместе пересчитывали пальчиком (рука в руке), давали в руки, объясняли на пальцах, рисовали яблочки на доске, показывали на картинках. Лена смотрела, слушала, но самостоятельных действий у неё не было (не пересчитывала, не двигала, не раскладывала), соответственно у неё не формировались образы, привязанные к числам.
В результате, Лена знает и понимает, что такое "цифра", "число", "количество", умеет соотносить цифры с количеством предметов, но применить эти знания на практике ей очень сложно. Цифры, не подкреплённые образами, остаются в её сознании абстрактными значками, не наполненными смыслом. Мозг не знает, что с ними делать.
Итак, руки у Лены сдвинулись с мёртвой точки. Сначала были кнопочки, потом мемори (ПДД), где нужно было найти две одинаковые фишки и подвинуть их. Ага! С фишками справились, попробуем подвигать счётный материал.
С счётным материалом мы пытались работать с самого начала обучения Лены: раскладывали перед ней предметы, вместе пересчитывали пальчиком (рука в руке), давали в руки, объясняли на пальцах, рисовали яблочки на доске, показывали на картинках. Лена смотрела, слушала, но самостоятельных действий у неё не было (не пересчитывала, не двигала, не раскладывала), соответственно у неё не формировались образы, привязанные к числам.
В результате, Лена знает и понимает, что такое "цифра", "число", "количество", умеет соотносить цифры с количеством предметов, но применить эти знания на практике ей очень сложно. Цифры, не подкреплённые образами, остаются в её сознании абстрактными значками, не наполненными смыслом. Мозг не знает, что с ними делать.
"Эх, могла бы Лена самостоятельно пересчитывать предметы, насколько бы ей было легче с математикой" - мечтали мы с Ольгой Александровной. Мы очень ждали, когда же, наконец, это случится. Случилось.
Первым делом мы попробовали решать примеры с помощью счётных палочек. Не получилось. Палочки слишком мелкие и слишком лёгкие, в них сложно попасть, их сложно ровно подвинуть, при малейшем прикосновении они сбиваются в кучку, рассыпаются, падают. Гораздо удобнее работать с магнитами.
Наша главная задача сейчас - помочь Лене разобраться с составом числа, попытаться перенести теоретические "домики" на практические магниты и показать, что это одно и то же. Упражнения с магнитами частично восполняют двигательную деятельность. У Лены теперь появилась возможность решать примеры, опираясь на собственные действия. Даётся сложно, но понемногу осваивается. Мозг учится согласовывать свои действия с руками.
Вроде бы простые действия (показать, подвинуть), но это какая-никакая, а уже моторика. Упражнения с магнитами развивают внимание, логическое мышление, учат анализировать, размышлять, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, производить простые логические действия, делать выводы.
Лена учится, ей нравится. Особенно нравятся хитрые задания, где Ольга Александровна её подлавливает. После похожих заданий даёт что-нибудь эдакое, с подвохом, где нужно подумать, сообразить. Лена решает по накатанному, не задумываясь, а когда до неё доходит (иногда уже в процессе ответа понимает, что говорит не то), что она всё-таки попалась начинается веселье. Чем заковыристее было задание, тем веселее. Особенно полюбились ей последовательности, просила ещё и ещё. Азарт, глаза горят.
Наблюдается значительный прогресс в пересчитывании предметов глазками. Раньше Лена не могла этого делать, но в процессе восстановления, когда стал фиксироваться взгляд, научилась считать до трёх. С бОльшим количеством предметов терялась, глаза разбегались. Сейчас считает глазками до шести, а пальчиком до 10. Правда, руки болят и слушаются очень плохо. Обострение в лопатках и локтях (болят, щёлкают), руки не вытягиваются, "тормозят", пальчики болят.
Наша главная задача сейчас - помочь Лене разобраться с составом числа, попытаться перенести теоретические "домики" на практические магниты и показать, что это одно и то же. Упражнения с магнитами частично восполняют двигательную деятельность. У Лены теперь появилась возможность решать примеры, опираясь на собственные действия. Даётся сложно, но понемногу осваивается. Мозг учится согласовывать свои действия с руками.
Вроде бы простые действия (показать, подвинуть), но это какая-никакая, а уже моторика. Упражнения с магнитами развивают внимание, логическое мышление, учат анализировать, размышлять, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, производить простые логические действия, делать выводы.
Лена учится, ей нравится. Особенно нравятся хитрые задания, где Ольга Александровна её подлавливает. После похожих заданий даёт что-нибудь эдакое, с подвохом, где нужно подумать, сообразить. Лена решает по накатанному, не задумываясь, а когда до неё доходит (иногда уже в процессе ответа понимает, что говорит не то), что она всё-таки попалась начинается веселье. Чем заковыристее было задание, тем веселее. Особенно полюбились ей последовательности, просила ещё и ещё. Азарт, глаза горят.
Наблюдается значительный прогресс в пересчитывании предметов глазками. Раньше Лена не могла этого делать, но в процессе восстановления, когда стал фиксироваться взгляд, научилась считать до трёх. С бОльшим количеством предметов терялась, глаза разбегались. Сейчас считает глазками до шести, а пальчиком до 10. Правда, руки болят и слушаются очень плохо. Обострение в лопатках и локтях (болят, щёлкают), руки не вытягиваются, "тормозят", пальчики болят.
Жизнь - это система движений. В норме двигательная деятельность должна быть разнообразной. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, но и обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.
Тонкая моторика - основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.
Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребёнка и частных систем координации движений (рука - зрение, зрение - слух, рука - зрение - слух, слух - речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. Недостаточно развитая двигательная память приводит к нарушению условных связей и снижению психической активности.
Интеллект без моторики развиваться не может. Даже небольшие подвижки в моторике влекут за собой развитие умственных и мыслительных способностей. У нас так и произошло. Вслед за малюсеньким движением рук Лена и на слух решать стала лучше (Ассоциации).
Комментариев нет:
Отправить комментарий