Апрель 2019
Труппа "Красного факела" была создана в 1920 году в Одессе. 11 лет театр просуществовал как передвижной, не имея своей собственной площадки. Один из сезонов в Ленинграде был для театра триумфальным, и труппе пообещали "прописку" в Северной столице. Но потом пришло распоряжение, в котором говорилось: "Чтобы стать ленинградским театром, нужно год отработать на стройках Кузбасса". Актеры поехали...
А в конце года пришло ещё одно распоряжение - актеры едут не в Ленинград, а в Новосибирск! Часть труппы ехать отказалась, часть - перебралась в наш город и обосновалась в бывшем здании Коммерческого собрания.
"Коммерческий клуб" - одно из первых общественных зданий города Ново-Николаевска (Новосибирска). Оно предназначалось для деловых и неофициальных встреч членов Коммерческого клуба (Коммерческого собрания), а также для проведения банкетов, праздников и концертов.
"Общественными собраниями" до революции именовались культурно-досуговые неформальные объединения клубного типа, образованные по сословно-профессиональному принципу. В Ново-Николаевске накануне 1914 года функционировали военное, железнодорожное и коммерческое собрания. Членами Коммерческого клуба были городские предприниматели. Ново-Николаевский Коммерческий клуб, как и большинство государственных, образовательных, медицинских и общественных учреждений города, не имел собственного помещения. Небольшие залы арендовались в зданиях, принадлежавших частным лицам.
Аренда помещения для нужд Коммерческого клуба представлялась его старшинам делом нецелесообразным и слишком накладным. Поэтому членам клуба, а также "лицам, желающим выгодно поместить капитал", предлагалось принять участие в финансировании постройки собственного клубного здания. Для этой цели был приобретен участок земли в 56 квартале Центральной части города Ново-Николаевска площадью 841 кв. сажень. Проект здания был заказан томскому архитектору, гражданскому инженеру Андрею Дмитриевичу Крячкову.
Место под строительство было выбрано неслучайно на пересечении Бийской и Дворцовой улиц (ныне ул. Революции). Возведение Коммерческого клуба несколько в стороне от основного массива жилой застройки, рядом с каньоном Михайловского лога, но у дороги, соединяющей Вокзальную и Центральную части города, позволяло объединить функции представительского здания и уединенного городского особняка или загородного дома. К участку примыкала естественная роща, превращенная затем в обширный сад (12 га).
Строительство продолжалось около двух лет: в 1912 году были возведены стены, в ноябре 1913 года объект сдан в эксплуатацию, но отделочные работы завершены лишь к началу 1914 года.
Таких изящных "ампирных" особняков ещё не знал деревянный Ново-Николаевск. Восточный фасад здания был ориентирован к городу на Дворцовую улицу, а противоположный западный фасад был обращён через широкую выступающую террасу в сад. На террасу вел прямой выход из фойе через ризалит, а в сад спускалась трехмаршевая лестница.
В скором времени это здание стало востребованной зимней концертной площадкой, где выступали гастролеры. Бывали здесь и Миланская опера, и многие театральные звёзды того времени. В двухэтажном здании имелись зрительный зал, вмещающий несколько сотен человек (но не оборудованный сценическими устройствами), банкетный зал, зал собраний, фойе, вестибюль с гардеробом, буфет, "зимний сад", специальные клубные салоны и гостиные, артистические уборные. В мансардном этаже была кухня и комнаты для слуг. В подвале имелась фотолаборатория и винные погреба. Клуб был электрифицирован, обогревался паровым отоплением и был снабжен ватерклозетами.
В 1917 году здание экспроприировали и обустроили здесь Реввоенсовет - штаб новой власти. Когда в город вошли белочехи, находившиеся неподалеку (в Омске) и подчинявшиеся ставке Колчака, зданию пришлось пережить настоящий военный штурм. Члены Реввоенсовета были захвачены и впоследствии расстреляны. Такой исторической страницы нет ни у одного другого здания в нашем городе. В общем, когда лихолетье закончилось, оказалось, что здание разорено и разрушено. Даже был составлен подробный документ, в котором значилось, что все плафоны - разбиты, все ручки и краны - свёрнуты, а электропроводка - сорвана "для нужд революции"…
Со временем здание восстановили, и в нём поселился Дворец революции с библиотекой и множеством кружков. Потом сюда стали пускать и театры. Первым приехал переведённый из опального Омска театр Сибгосопера. Здесь он работал почти 10 лет, ставя балеты и оперы. А в 1932 году в Новосибирск официально перебрался театр "Красный факел".
Во время Великой Отечественной войны здесь размещался старейший театр страны - Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
За свою долгую и насыщенную событиями жизнь здание театра пережило несколько реконструкций, каждый раз довольно сильно менявших его внешний облик и внутреннее убранство.
В 1936-1937 годах была возведена сценическая коробка с колосниками, окруженная артистическими комнатами в два этажа, построен репетиционный зал, реквизитные мастерские, за счёт бывшей сцены удлинен зрительный зал, сделаны ложи во втором ярусе зала, по фасаду с севера пристроена полукруглая ротонда, ампирные фронтоны превращены в уступчатые парапеты.
В 1952 году была проведена вторая реконструкция, коснувшаяся в основном декора зала - расширена сцена, заменен сценический портал, реконструирован балкон, заложены окна в зале.
После капитального ремонта в 1980-е годы зрительный зал значительно изменился: был ликвидирован балкон в результате размещения зрительских мест с наибольшим уклоном, ограждение лож закрыто деревянными щитами, перенесен гардероб для зрителей в помещение под бывшим балконом, кроме того, в отделке зрительного зала использована ахроматическая гамма, в фойе были утрачены декоративные полуцилиндрические ниши, исчезли карнизы с кронштейнами и порталы, обрамляющие некоторые дверные проемы, утрачена часть лепных элементов потолка.
Во время реконструкции 2006-2008 года перед архитектором стояла непростая задача - вернуть зданию исходный вид. Эскизов внутреннего оформления не сохранилось, какие цвета использовались в интерьере - неизвестно. Специалистам приходилось буквально слой за слоем снимать краску, чтобы добраться до того самого - первого. Удалось сохранить расположение многих помещений, например, нынешний буфет находится на месте ресторана, гардероб - там же, где располагался столетие назад, удалось вернуть исходный вид холлу. Был отреставрирован фасад здания, переделан вход в театр, отремонтированы гримёрки, репетиционный зал, малый и большой залы - в малом сделали трансформируемую сцену, а в большом поставили новые перекрытия, восстановили лепнину, пол и балкон.
В следующем году театр будет праздновать своё 100-летие... С 1930 по 1960 год театром руководила выдающийся режиссёр Вера Павловна Редлих (её портрет висит в холле второго этажа). Ей удалось собрать и сплотить сильный коллектив и добиться того, что театр в стране стали негласно называть сибирским МХАТом. Многие выпускники московских вузов в те годы буквально стояли в очереди, чтобы попасть в её труппу. Труппа театра "Красный факел" и сейчас считается одной из самых сильных в России.
С 2007 года штатным режиссером, а с 2015 года главным режиссером театра "Красный Факел" является Тимофей Кулябин. Один из ведущих и наиболее востребованных режиссеров новой генерации. Профессионал-виртуоз с своим собственным почерком. "Концептуальность, отстраненность, профессионализм, подчеркнутый эстетизм и стремление к жанру высокой трагедии - те особенности, которые характеризуют художественный мир Тимофея Кулябина". Вот на его спектакль "Онегин" мы и ходили.
Но от Пушкина в спектакле осталась только поэзия, которая тихо, почти шёпотом, звучит за кадром. Всё остальное - наши дни. Никаких балов, вееров, лорнетов, никакой "энциклопедии русской жизни". Только чувства и страсти, искренность и заблуждения. Движение навстречу друг другу и потери. Это история сделанная современными средствами про современных людей. Достоверно и прямо, горько и иронично.
Непривычно, интересно, авангардно. Очень своеобразное видение, прочтение, подача. Ощущение необычности, на грани гениальности. Впервые после спектакля я думала о спектакле. Как можно было придумать такие способы и средства выражения? Что автор этим хотел сказать? Спектакль, конечно, спорный, неоднозначный, провокационный, но впечатлил. Единственное, что не понравилось и напрягло - очень много курят на сцене. Понятно, что в современной жизни без сигарет никак не обойтись, особенно когда скучно, но если бы я знала об этом заранее, то пошли бы на другой спектакль. Впредь буду уточнять, не курят ли актёры на сцене.
Удивило и порадовало количество молодых зрителей на спектакле, очень много и большинство моложе тридцати.
Очень понравился персонал театра - приветливый, доброжелательный, внимательный. Администратор подошла к Лене, пока я путешествовала по второму этажу, и сделала ей комплиман. Во время спектакля в зале не было видно персонала, никто не стоял над душой, никто не мешал, никто не бросался на работающие телефоны, как в НОВАТ и Музыкальном театре.
И спектакль, и театр оставили сильное впечатление, пожалуй, самое сильное из всего, что мы видели. Особенное здание, особенная атмосфера, особенная история. Я ходила по театру рассматривала, всматривалась в детали - архитектура, интерьер, лепнина, люстры, паркет, шторы, витражи... пыталась представить, как здесь было сто лет назад.
Видимо особая атмосфера театра, как-то повлияла и на Лену. Обычно молчаливо наблюдающая и созерцающая, здесь вдруг разговорилась. Всё время пыталась мне что-то заяснить и даже во время спектакля постоянно сообщала, что у неё всё хорошо, и она не устала. Я на неё шикала, поскольку шёпотом Лена говорить не умеет, а слышимость очень хорошая.
Вход в зрительный зал пологий удобный, спокойно можно заехать на коляске. Проход широкий, места много. Коляску можно поставить на ровном месте прямо по центру возле 18 ряда. Сопровождающий садиться рядом на стульчик или на любое свободное место. Большой зал на 510 мест достаточно просторный. Малый зал на 100 мест, находящийся на втором этаже и арт-кафе в цокольном этаже для колясок недоступны.
В фойе напротив зрительного зала находится специально оборудованный туалет для маломобильных зрителей. Настоящий кабинет за дубовыми дверями. Закрывается на замок, ключик у персонала. Мы зашли, посмотрели, чего там и как. Всё в норме.
Справочную информацию о наличии свободных мест на спектакль можно уточнить по телефонам:
Администратор: 210-04-01, 231-14-18
Касса: 210-06-71 (с 11:00 до 22:00 перерыв 14:00-14:30)
Касса: 210-06-71 (с 11:00 до 22:00 перерыв 14:00-14:30)
Инвалиды 1-2 группы и сопровождающие лица (1 человек) имеют право на БЕСПЛАТНОЕ посещение театра в будние дни, при наличии свободных мест. На спектакли в выходные и праздничные дни, льготы не распространяются. Инвалиды-колясочники - не более 2 человек в день. Дети-инвалиды и сопровождающие их лица (1 человек) имеют право на БЕСПЛАТНОЕ посещение детских спектаклей со знаком информационной продукции, соответствующим возрасту ребёнка.
Прийти можно, практически, на любой спектакль, даже премьерный, даже в выходной день, главное, чтобы были свободные места. Предварительно обязательно нужно позвонить администратору, предупредить, что будет колясочник, чтобы открыли вторую створку входных дверей.
Билет оформляется в кассе по розовой справке, непосредственно перед спектаклем.
Шлагбаум со стороны ул. Революции открывается за час до начала спектакля. Можно заехать на территорию театра и подъехать прямо к пандусу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий