"Бородино"

Июнь 2018

Лена не умеет читать, не получается пока. Она знает буквы, складывает слоги, но очень медленно и не всегда понимает, что получается в итоге, какое слово прочитала. Лена старается, напрягается... ну, не получается пока. Быстро устаёт, портится настроение при одном только упоминании о чтении.

Отклонения и трудности в чтении называются дислексией. Это такое нарушение, когда человек постоянно ошибается при чтении, иногда не может прочитать текст, проглатывает части слов, не понимает смысла написанного.

Чтобы человек начал читать, его надо научить различать в слове отдельные звуки. Обычно этот начальный этап дети "проскакивают" легко и быстро, автоматически различая звуки в слове и соотнося их с буквами. Дислектики же не в состоянии связать зрительный символ с его звуковым аналогом, поэтому они "застревают" на этой начальной фазе. Их мозг не умеет правильно перерабатывать звуки, то есть человек слышат, но "не так". Дислексия связана с неправильной работой одной из зон коры головного мозга.

Писать Лена тоже не может, поскольку с мелкой и даже с крупной моторикой беда. Поэтому чтение и письмо мы отложили до лучших времён. Научится, когда всё восстановится. А пока, суть да дело... Мне пришла в голову идея: "Не пишет, не читает, ну и ладно... зато у Лены прекрасная память, будем её тренировать, то есть учить наизусть. Будем загружать долговременную память чем-то полезным, что останется на всю жизнь - стихами, например".

Лет до 7-8 мы с Леной каждый вечер перед сном обязательно читали книжки. Лена любила стихи и много четверостиший знала наизусть. Мы не учили их специально, просто она их схватывала на лету. Ещё была любимая сказка "Маша и медведь", её Лена тоже знала наизусть. Я открывала страницу, а Лена шпарила весь текст, слово в слово. Текст заканчивался, Лена замолкала, ждала, когда я переверну страницу и шпарила дальше. По этой сказке я училась понимать Лену. Следила за текстом, вслушивалась, как она произносит буквы и их сочетания, так и научилась расшифровывать её каля-маля.

Басню И.А. Крылова "Стрекоза и муравей" мы учили в 9-10 лет, просто для себя. Она, прям, легла на душу, быстро выучили и Лена до сих пор её хорошо помнит. Ещё учили басню "Ворона и лисица", но она как-то не очень ей понравилась, то есть Лена её знает, помнит, но с подсказками. Совсем не пошла басня "Лиса и виноград", ну совсем никак не училась. Больше мы с ней ничего не учили, не было ни желания, ни сил. Небольшие стихотворения Лена учила с учительницей, но особого интереса не было. Нужно было постоянно напоминать и подталкивать, чтобы повторяла.

Мою идею "что-то выучить" Лена приняла без энтузиазма. Память у Лены хорошая, но выборочная, запоминает только то, что выбирает, а выбирает то, что нравится или интересно. Мне нужно было найти что-то, что ей понравится. Мы начали со стихотворений из детских книжек, но ничего не нравилось, не западало в душу, всё было не то. Единственное, что понравилось - небольшой отрывок из стихотворения Агнии Барто "Игра в слова":

Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».

Спросите у Володи:
- Ты пионер?
- Да вроде.
- Работал в огороде? -
А он опять:
- Да вроде.

Лена долго смеялась. Мы быстро его выучили, но это было не то... не то, что нам нужно. Нужно было что-то не детское, но и не взрослое, а ... из школьной программы. Я стала вспоминать, что нравилось мне, что я учила с удовольствием и помню до сих пор. Особенно мне нравилась баллада "Вересковый мёд" и "Бородино".

Я прочитала Лене "Бородино", рассказав предысторию из моей школьной биографии, и предложила выучить небольшой отрывок. Стихотворение понравилось, и мы сразу выучили первое четверостишие. "Я хочу выучить всё" - это было неожиданно. Стихотворение очень большое, мы никогда не учили такой объём. Я поделилась с Ольгой Александровной своей идеей и делегировала ей все полномочия. Учить начали зимой. Потихоньку, не спеша, к концу учебного года Лена выучила всё стихотворение, но местами запиналась. Мы с Ольгой Александровной уговаривали её записать стихотворение на камеру. Отказывалась категорически: "Я не готова сниматься". Лена вообще в последнее время не хочет сниматься, приходится вести длительные переговоры. А тут, вдруг сама изъявила желание...

"Не было бы счастья, да несчастье помогло". Наши проблемы с зубами привели к неожиданным последствиям. Лене очень понравилась администратор Наташа из стоматологической клиники. У Наташи в августе день рождения и Лена решила подарить ей подарок - стихотворение. Только его нужно было ещё подучить. Каждый день, по своей инициативе, без моих напоминаний повторяла стихотворение. САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! То есть я стою на кухне и слышу: "Скажи-ка, дядя, ведь не даром...". Каждый день САМА. Я была потрясена.

При очередном десантировании на стул я предложила Лене:
- Давай снимем моторику? (У нас есть что показать, только снять не получается).
- Давай лучше запишем "Бородино" для Наташи.
- Дааавааай (я не поверила своим ушам). Ты готова записывать?
- Да.

Записали, фух! Я выдохнула, но тут Лена меня потрясла ещё больше:
- Давай ещё раз!
- Зачем?
- Я там кашлянула.
- Ну, давай!!!!!!!!!! ))))))))))

Записали ещё раз. Второй вариант получился на целую минуту короче, то есть Лена рассказала гораздо быстрее, без запинок, без зажима перед камерой, почти не волнуясь. Умничка!!! Горжусь своей девочкой!!!



Комментариев нет:

Отправить комментарий