Декабрь 2016
Лена смотрела Шишкину школу. Рисование. Это видео уроки для малышей (математика, русский язык, музыка, география, природоведение, рукоделие и другие). Проходя мимо, я спросила, между делом, просто так, на всякий случай: "Ты не хочешь порисовать?" "Хочу!" От неожиданности я остолбенела на секунду. Кинулась искать всё, что у нас осталось из рисовальных принадлежностей (я уже даже не помню, где они у нас лежат). Быстренько собрала всё, что нашла. Получился экспромт, неожиданный и шедевральный!
Но главное - это процесс. Лена с таким удовольствием рисовала. САМА!!! Никто не водил её руками, никто не заставлял, не принуждал. Она творила и получала от этого удовольствие. Много ли нужно маме для счастья??? Я смотрела на неё и радовалась.
В начале, работы картина называлась "Небо дождевое". Но когда на картине появились птицы, я предположила, что вроде бы птицы в дождь не летают. Художник принял к сведению и переименовал шедевр. Окончательное название "Небо и птицы". Оранжевые - это голуби, коричневые - вороны, ну а зелёные - воробьи. На мой вопрос по поводу цвета птиц Лена ответила: "Художники всё время что-то придумывают!"
В начале, работы картина называлась "Небо дождевое". Но когда на картине появились птицы, я предположила, что вроде бы птицы в дождь не летают. Художник принял к сведению и переименовал шедевр. Окончательное название "Небо и птицы". Оранжевые - это голуби, коричневые - вороны, ну а зелёные - воробьи. На мой вопрос по поводу цвета птиц Лена ответила: "Художники всё время что-то придумывают!"
Экскурс, в прошлое. К рисованию Лена никогда не проявляла интереса, впрочем, как и ко всему остальному, что нужно было делать руками. Я периодически предлагала, даже настаивала: "Давай попробуем нарисовать зайку...ёлочку и т.д.". Лена вроде бы загоралась желанием, но всё заканчивалось всегда одним и тем же. С трудом вставляли кисточку или карандаш. Пальцы скручивались в "фигушку", карандаш падал или заворачивался в ладошку. Лена бралась рисовать и... через минуту титанических усилий всё бросала, упиралась и начинала нервничать. Боль гасила все, и без того редкие, желания. Её настолько плохо слушались руки, и ей так тяжело было ими управлять, что после пары попыток взять что-то в руку поднять её и дотянуть до листка, она тут же бросала эту затею и сникала. Руки не поднимались, не соединялись вместе и никак не могли сделать ни одного целенаправленного движения.
На каждом курсе массажа, мы буквально "отдирали" приросшие намертво лопатки. Чтобы размять и растянуть мышцы под лопаткой, нужно было хотя бы немного завернуть руку назад за спину, и в таком положении работать с лопаткой. В такие моменты, я всегда вспоминала фильм про Бонивура. Это дикая боль, а толку ноль целых, ноль десятых... Так у нас и висели руки безжизненно по сторонам, лопаки тянули их назад. Потом уже, много позже, я придумала связывать руки, что поначалу тоже было непросто, было больно. Это сейчас она уже настолько привыкла к завязанным рукам, что если вдруг нечаянно они расцепятся, срочно зовёт меня, чтобы зацепила обратно. Ей очень некомфортно, когда руки раскидываются, а собрать она их до сих пор не может... пока.
Последний раз Лена рисовала года четыре назад. В 2012 году к нам приходили девочки-волонтёры Маша и Алёна. Целых полгода, раз в неделю они занимались с Леной. Больше развлекали, конечно, как могли. Как заниматься, если не работают руки? Пытались рисовать все вместе. Девочки привозили уже заготовленную картинку, и мы Лениной рукой наносили последние штрихи. Обычно рукой Лены руководила я, преодолевая дикую спастику. Иногда меня заменяла Маша. Лена была в восторге от того, что девочки приходили, в принципе, а уж рисование было делом двадцать пятым. Главное, чтобы Маша была рядом!
Одна из картин получилась настолько красивой, что я вставила её в рамочку и оставила как память о встречах с девочками. Лена приложила свою руку к ягодкам рябины))
Комментариев нет:
Отправить комментарий